«

»

Июн 16

Учите ребёнка говорить правильно

            Может показаться, что речь ребёнка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем фраз.

Обычно родители интуитивно находят приёмы, облегчающие ребёнку понимание речи окружающих. Показывая игрушки, предметы, они называют их: «Вот кукла», «Вот мячик» или предлагают ему показать , где часы, где машина, где стол.
Надо приучать ребёнка внимательно относиться  к тому, как он говорит, точно выражать свою мысль, подбирая нужные слова. Если он ошибается, надо его поправить и предложить повторить сказанное в правильной форме.
Необходимо не только читать ребёнку книги, но и пересказывать сказки, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать, но и спрашивать, высказывать своё отношение к тому, о чём идёт речь.
Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки так называемого речевого поведения. Ребёнка надо приучать вовремя включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора.
Если не следить за  речью ребёнка, не помогать постепенно её осваивать, могут возникнуть различные дефекты речи, и в частности заикание. У многих детей заикание появляется в период овладения фразовой речью (от 2 до 4 лет), и предрасполагающую основу для его возникновения составляет ослабленность нервной системы. Но не всегда ослабленность нервной системы приводит к заиканию. Для возникновения заикания необходимо действие одного или даже нескольких факторов:
·         физическая (соматическая) ослабленность ребёнка в результате болезни, чрезмерного утомления;
·         ускоренное  развитие речи, когда фразовая речь  у ребёнка появляется в возрасте 1,5-1,7 лет;
·         позднее развитие речи;
·         длительная травмирующая ребёнка ситуация (хронические конфликтные переживания), постоянные отрицательные эмоции из-за дисгармоничной обстановки в семье;
·         острая травмирующая ситуация (психическая травма), предполагающая непосильное для нервной системы ребёнка эмоциональное напряжение (отрицательное- испуг; положительное – эмоциональность циркового представления);
·         неправильное воспитание (избалованность, отсутствие родительской любви и ласки, отсутствие единства требований родителей, бабушек и дедушек, резкий подход от строгости к излишней избалованности, категоричность требований);
·         желание родителей воспитывать «примерного ребёнка» (ситуация неуспеха – эмоциональный дискомфорт);
·         непосильная речевая нагрузка (повторение непонятных, трудных слов, заучивание сложных стихотворений);
·         попытка родителей начать обучение малыша иностранному языку в раннем возрасте;
·         подражание прерывистой речи.

Но  все-таки решающую роль в возникновении заикания играет состояние нервной системы.
В речи ребёнка могут появиться вставные звуки или слова (и,а,э,ну,вот), паузы, незаконченные фразы,(Моя мама, вот…Она вот… Работает…Вот… Она строит дома).т Другие дети сразу начинают повторять слоги (ко-ко-колесо) или звуки в слове (пппетух).
Как только вы заметили, что у ребёнка возникают затруднения в построении фразы, сразу же перестаньте читать ему, рассказывать сказки, учить с ним стихи. Не давайте ему слушать радио, смотреть телевизор, включать компьютер, не водите ребёнка в гости, кино, цирк.
При первых признаках заикания установите для ребёнка своеобразный режим молчания: не побуждаёте его к разговору, не обращайтесь к нему с вопросами.
Но это не значит, что вы не должны сами разговаривать с ним. Нужно только особое внимание обращать на свою речь. Фразы должны быть короткими, с паузами. Говорить нужно спокойно, ровно. Например, «Коленька проснулся… Будем одеваться… Наденем чистую рубашку… И застегнём пуговицы… Одну пуговицу застегнули…Вторую застегнули…» Так  можно рассказывать до тех пор, пока ребёнок способен вслушиваться в вашу речь. Если же  он начинает отвлекаться, прекратите рассказ, а затем при первом удобном случае возобновите вновь. Говорить можно только о том, что происходит в данный момент, т.е. во время одевания  — об одежде, во время умывания – о мыле, воде, полотенце.
Спустя какое-то время разрешите ребёнку помогать вам закончить фразу. Например, «Откроем…,говорите вы, а он заканчивает : «кран». Если ребёнок произносит слова без запинок, начинайте задавать такие вопросы, на которые можно ответить одним словом. Чтобы ребёнку было интересно, постарайтесь облечь разговор в форму игры. Желательно, чтобы в нём участвовали и другие взрослые.
Через некоторое время (3-4 месяца)запинки в речи могут исчезнуть, но это не значит, что можно успокоиться. Говоря с ребёнком, продолжайте следить за своей и его речью. Если, несмотря на принятые меры, заикание усиливается, то необходимо обратиться к логопеду, а также проконсультировать ребёнка у психоневролога или невропатолога.

Литература: 1. Миронова С.А. Учите ребёнка говорить правильно.
                           2. Ворошилова Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников.