Родительский авторитет

 

Воспитание детей — самая важная часть нашей жизни. Наши дети — это наше будущее. Но и это ещё не всё: наши дети — наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед детьми и обществом. Процесс воспитания неразрывно связан с родительским авторитетом.

Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность. Родители в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет Часто приходиться слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Опросы среди учащихся показывают, что больше половины родителей не авторитетны в глазах своих детей.

Откуда же берётся авторитет? Как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это особый талант. Если нет таланта, то и делать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Существуют несколько оттенков ложного авторитета.

Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если он всегда сердит, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

Такой террор в страхе держит всю семью. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что теряет свой авторитет в глазах детей. Такой вид авторитета ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от таких родителей, вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребёнке жестокость.

Авторитет резона. В данном случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, что бы сказать ребёнку несколько слов, может быть даже в шутливом тоне, родители начинают поучения.

Родители изо всех сил стараются быть непогрешимыми в глазах детей. Но они забывают, что дети — это не взрослые, что у детей своя жизнь, и что эту жизнь нужно уважать. Ребёнок живёт более эмоционально, более страстно, чем взрослые, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями.

Авторитет доброты. В данном случае детское послушание организуется через детскую любовь, которая вызывается уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Родители, а может кто-то из них, \папа или мама\ выступает перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они не занудные, замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно.

Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями, родительская мягкость открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований.

Авторитет подкупа.  Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, не стесняясь, говорят: будешь слушаться куплю тебе новые джинсы, игрушку…

Разумеется, в семье должно быть некоторое поощрение, похожее на премирование, но, ни в коем случае нельзя детей премировать за послушание, а только за хорошую учёбу, за достижения, за выполнение действительно трудной работы.

Отсутствие авторитета.  Это случается чаще всего. Родители вообще не задумываются ни о каком авторитете, их не волнует, как они выглядят в глазах своего ребёнка. Часто они живут как-нибудь, как попало, и как-нибудь тянут волынку воспитания детей.

Сегодня родитель за пустяк наказал ребёнка, завтра он говорит ему о любви, послезавтра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать другого. Детям в таком случае приходится быть прежде всего дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.

В чём же должен состоять настоящий авторитет?

Главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их поведение. Семья-это большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своими детьми. Если родители делают это честно, разумно, если перед ними поставлены прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что они авторитетны и уважаемы и им не нужно искать никаких иных оснований, и тем более, не нужно придумать ничего искусственного.

Прежде всего вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего хочет ваш ребёнок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет, во что играет, что читает и как воспринимает окружающий мир. Когда он учиться в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения и успехи. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать.

Все это нужно знать, но это вовсе не значит, что вы можете преследовать вашего ребёнка постоянными и надоедливыми расспросами. С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании. Для этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и к их жизни. Дети любят такое знание и уважают родителей за это. Ребёнок чувствует ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нём, но в  тоже время знает, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снимать с него ответственность. Даже в самом малом возрасте ребёнок должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове.