«

»

Сен 08

Как приобщить ребёнка к чтению. Советы родителям.

» Как приобщить ребенка к чтению?

iЭтот вопрос, нам библиотекарям, часто задают родители, приходящие в библиотеку с целью – найти ту необыкновенную книгу, которая легко и просто введёт ребёнка в прекрасный книжный мир. Что же такое надо почитать, чтобы на всю жизнь закрепить потребность в чтении?  За этими вопросами стоит замечательное желание ответственного родителя, заботящегося о духовном формировании личности своего ребенка. Но одного этого желания мало.

Этой статьёй мне, как библиотекарю, хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, да и человека вообще, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век  предлагает столько альтернатив ей? Кино, телевидению, визуальному компьютерному ряду вполне по силам выполнить такое важное дело, какое выполняет книга, а именно духовное и интеллектуальное развитие и обогащение человека. Ведь путь этот легок и прост, а решить задачу приобщения ребёнка к чтению может лишь каждодневный труд родителя, который шаг за шагом будет раскрывать перед ребенком красоту и глубину печатного слова.

Мне хочется доказать родителям, как важно, начиная с первых шагов, которые делает их малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретет, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги.

Первое — с чего же надо начать приобщение ребёнка к чтению? Ответ очевиден – ему надо читать вслух. Я вспоминаю слова одной своей читательницы: «Благодаря нашим детям, мы становимся читателями детской литературы и уже взрослыми глазами постигаем этот удивительно прекрасный мир». В этих словах столько любви к книге, что она обязательно перейдёт к ребёнку.

czytajaРодителей часто интересует вопросы: С какого возраста ребёнка можно записать в библиотеку? С какого возраста ему можно читать книги? Да как только он начнёт осознавать предметы окружающего мира, первые книжки-картинки помогут ему постигать речь, расширять границы от знакомого к неизвестному. А дальше придут первые сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», в которых существует явная доминанта картинки над текстом. Я назвала лишь классические вещи, сейчас таких красочных, ярких книг очень много. Именно они нацеливают ребёнка на образное восприятие рассказанной в книге истории.

А потом придут другие сказки, где картинок меньше, а текста больше, например «Теремок», «Машенька и медведь» и др. В этот период возникает очень ответственный момент – ребенок начинает включать собственную фантазию, рисовать образы произведения в своём воображении. Именно чтение делает человека творцом этих образов, режиссером собственного кино по мотивам читаемых книг. Астрид Лингрен сказала«Книгу ничем не заменить. Книга окрыляет фантазию». Это очень важно понять.

В чём заключается неповторимая миссия книги? Я повторю, что в современном мире духовным  и интеллектуальным развитием человека, кроме книги занимается и кино, и телевидение, и компьютерные технологии. Конкурируя с чтением за ежедневный культурный досуг человека, они, конечно, имеют свои положительные стороны, но готовая картинка, готовый образ, которые они нам предлагают, не развивает фантазии.

Правда, нужно отдать должное хорошим экранизациям, интересным телевизионным передачам, которые выполняют благородное дело – возвращают читателя к книге. А возвращается читатель за глубиной чувств и переживаний автора и его героев, которые визуальными средствами передать сложно, а порой и невозможно.

Почти каждый из нас может вспомнить разочарование по поводу экранизации прочитанной книги. Здесь вступает в противоречие Ваше собственное восприятие с восприятием авторов фильма. Но не только в этом дело. Кино – это другое искусство, представляющее собой воплощенную фантазию создателей фильма, поэтому оно ориентировано на визуальное восприятие. У него свои законы, свои рамки, свои ориентиры. В нем образ статичен, четко определён конкретным актёром, его аурой, в то время как литературный образ свободен, границы его расширены и открыты для простора Вашей фантазии, то есть он ориентирован на фантазию читателя.

Развивая нашу фантазию, книга делает нас творцами. Значит без книги, без чтения одухотворённую личность, способную заниматься творчеством, да и просто интересную личность вырастить невозможно. А что есть фантазия, как не важнейшее свойство человеческого разума, изобретательная сила ума.

В смысле интеллектуального развития человека, книга, как источник знаний, занимает ведущее место. Без неё невозможно не образование, не самообразование. Книга – это самый терпимый учитель в нашей жизни, который может  бесконечное количество раз объяснять материал даже самым непонятливым своим ученикам. Перефразируя применительно к детям знаменитую фразу Д. Дидро: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», можно сказать, ребёнок начинает мыслить, когда начинает читать. Не приобщая детей к чтению, мы рискуем оставить их за бортом не только интересных профессий, но и интересной духовной жизни.

2000275В настоящее время, мы рано обучаем наших детей чтению, практически все они до школы умеют читать. Вспоминаются строки поэта В. Берестова:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать

Да, дорогие родители, за эти годы мы подустали (чтение вслух дело нелёгкое, да и времени отнимает много), может правда детишкам нашим надо дать полную самостоятельность, пусть читают сами, раз научились. Ведь им так нравилось слушать чтение вслух, значит, книги они полюбили, и цели своей — приобщение ребёнка к чтению, мы достигли. Но, к сожалению, очень часто дети отстраняются от чтения. Почему?

Представьте себе, что Вы жили в прекрасном, интереснейшем мире, который Вам открывали Ваши родители чтением вслух.  Войти в этот мир было легко и просто, никаких усилий не требовалось для этого. Но, когда семилетний первоклассник остаётся один на один с текстом, с ещё слабой техникой чтения, лёгкость и простота улетучивается. И вместо того, что бы окрылённая фантазия начала свой полёт, перед его  глазами возникает огромнейший частокол из буквенных знаков и нарушает готовую начаться сказку. Конечно, без самого чтения освоить технику чтения не возможно, но это процесс длительный. Чтение, в этом смысле, приобщает ребёнка к труду, являясь, по сути, первым большим делом в жизни, которое ему надо освоить. Ведь, приучаем же мы ребёнка каждодневно чистить зубы, убирать свою постель, свою комнату, помогать по дому родителям. Чтение тоже должно занять в этом ряду своё место. А труд на то и труд, что трудно. Здесь нельзя перегибать палку своим нажимом. В труде очень важен личный пример, поэтому помогите, не оставляйте ребёнка, продолжайте читать ему вслух, как прежде. Просто процесс этот перейдёт на следующий этап: Вы читаете не одни, ребёнок читает параллельно с вами. Разговаривайте с ним, убеждайте его в том, что постепенно он освоит технику чтения и ему будет так же легко, как легко слушать ваше чтение вслух. Пусть ребёнок каждый день видит к чему надо стремиться, пусть ощущает Ваше огромное желание помочь ему. Ваш труд, умноженный на его труд, обязательно даст результат и наступит тот момент, когда он, не дожидаясь Вас, будет читать продолжение начатой Вами книги.

Это большая победа, правда, называть её окончательной ещё рано. Замечательно, если этот процесс будет длиться, как можно дольше и перерастёт в традицию семейного чтения, к сожалению, утерянную в наш технически развитый, стремительный век. А традиция эта замечательна ещё и потому, что книга является великолепным посредником в диалоге между людьми. А что, как не общие интересы объединяют семью?

Будете или не будете Вы продолжать чтение вслух решать Вам, но говорить о книгах, делиться прочитанным и не только с детьми, но и со всеми членами семьи должно быть нормой Вашей жизни. Если мы, заставляя читать наших детей, не читаем сами грош цена нашим усилиям. Это, как в любом деле — личный пример заразителен.

Другой не менее важный вопрос, встающий перед родителями – как, проснувшийся к книге интерес закрепить, как не затушить его в море сложной, непонятной литературы? Первое, что мы делаем – начинаем искать самые интересные книги, так как понимаем – будет книга скучна и интерес пропадёт. Порой, мы начинаем копаться в собственном детстве и выбирать книги, которые когда-то привели нас в восторг и вдруг обнаруживаем, что наши дети восторга то этого и не разделяют.

К сожалению, мы забываем о том, что интересы у нас у всех разные и восприятие неодинаково, как у взрослых, так и у детей. Я хочу привести замечательные слова поэта Калила Джибрана: «Ваши дети – это не ваши дети. Они сыновья и дочери самой жизни… Вы можете дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть собственные мысли,… Вы можете дать кров их телам, но не их душам, потому что их души живут в завтрашнем дне, который Вы не можете посетить даже в Ваших мечтах». Мы забываем, что каждое поколение имеет свою эпоху, свои приоритеты, свои ориентиры, что на смену «Человеку амфибии» пришёл «Гарри Поттер». «А как же классика?» – спросите Вы. Нет, она никуда не уйдет, просто она сложнее. И вот здесь Ваша помощь неоценима – читайте классические произведения Вашему ребёнку вслух. Он, вероятно, это никогда не прочтет сам, но знать об этом, благодаря Вам будет.

А вообще найти «свою» книгу дело очень не простое. Ведь каждый читатель – и ребенок, и взрослый, открывая книгу, проводит самостоятельный отбор: эта книга вызвала негативную реакцию; другая оставила равнодушной; третья оказалась непонятной, возможно, вернусь к ней позже; четвёртая вызвала интерес; пятая привела к восторгу; шестая стала одной из главных книг  в жизни. Порой бывает и так – половина книги прочитана, а душа не лежит, ну не греет, а потом откроются такие красоты, пробудиться такой интерес, какой редко встречается.

Здесь важно понять, что не всегда чтение праздник – это, в первую очередь труд, те усилия, которые предпринимает человек, для того, чтобы найти своего автора, свою книгу, созвучные именно его душе. И усилия эти, в конце концов, вознаграждаются, когда такое произведение будет найдено. Именно ради этих минут стоит читать.

Но бывает и так, как родители не бьются, вроде и сами книгоманы, и много читали ребёнку вслух, и всё правильно делали, а ребёнок так и остался равнодушен к чтению. Здесь важно не торопиться, не ждать быстрых результатов. Надо понять, что путь обретения книги у каждого человека свой, он очень индивидуален, на него влияют не только родители, учителя, окружение ребёнка, но и его психические особенности, его здоровье, его гены и даже его дальнейшая взрослая жизнь.

И действительно, кому-то нужно просто этого времени больше, чтобы «дойти» до книги, но я уверена старания родителей не пропадут, если они с пониманием и любовью открывали ребёнку дорогу в богатый и прекрасный книжный мир. Ведь тот духовный багаж, который они заложили в его детстве в дальнейшей его жизни, обязательно будет им востребован.

А в конце, мне хочется посоветовать родителям, прочесть книгу известного французского писателя и школьного преподавателя литературы Даниэля Пеннака «Как роман». Он откроет Вам тайну, которые несут в себе люди, думающие, что они не любят читать. О раненной этой любви рассказывает нам автор. Как удалось ему превратить в заядлых читателей своих «не склонных к литературе» учеников – подростков, махнувших на себя рукой, «забывших, что такое книга, что она может дать»?

Как интересно рассуждает писатель о правах читателя, которыми мы пользуемся, но часто отказываем в них своим детям. «Права читателя? – спросите вы – а разве есть такие?»

Вот они:

1.  Право не читать

2.  Право перескакивать

3.  Право не дочитывать

4.  Право перечитывать

5.  Право читать что попало

6.  Право на на чтение легкой, примитивной литературы.

7.  Право читать, где попало

8.  Право читать вслух

9.  Право втыкаться (т. е. прочитывать из книги небольшой фрагмент, а саму книгу не читать)

10.Право  молчать о прочитанном.

Через эти права Д. Пеннак проводит важную мысль – хотите, чтобы ваши дети полюбили читать, именно полюбили, дайте им свободу, ибо свобода есть главное условие любви к кому ли, то ни было или к чему ли, то ни было.

Конечно, это хорошо в идеале, но я думаю, контроль в этом деле необходим, так как право не читать дети могут трактовать, как свободу от чтения вообще. Они просто не созрели до понимания свободы, как познания необходимости. Поэтому задача родителей не перегнуть палку в процессе нажима, а главное самим быть впереди, быть примером настоящего читателя для своего ребёнка.»

i (1)

http://www.library.alexandrov.ru/index.php?id=133&Itemid=183&option=com_content&view=article