«

»

Мар 24

Рекомендации к проведению уроков «Окружающий мир» в рамках ФГОС

В целях совершенствования системы специального образования и специализированной помощи лицам с ОВЗ был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В структуре Стандарта выделены обязательные предметные области, одна из которых «Окружающий мир». Окружающий мир подразделяется на

  • Окружающий природный мир,

  • Человек,

  • Домоводство,

  • Окружающий социальный мир.

В данной статье нам хотелось бы остановиться на таком разделе как «Окружающий природный мир», который ставит своей целью

ü « Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

ü Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни человека».

Известно, что с грубыми нарушениями интеллекта связано и грубое недоразвитие речи, чрезвычайно узкий круг знаний, крайне слабый интерес к окружающему миру.

Данная предметная область направлена («Окружающий природный мир») на расширение представлений об окружающем мире, умение пользоваться речью, развивать чувственное познание, восприятие, память, что является необходимым условием для дальнейшей социализации детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями.

Уроки по «Окружающему природному миру» (развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности) должны обязательно включать в себя:

— беседы,

— наблюдения,

— практические работы,

— экскурсии.

Данные методы педагогической работы обогащают кругозор детей, систематизируют их опыт, развивают речь, расширяют знания о сезонных изменениях в природе,  уточняют словарный запас.

Все уроки по «Окружающему природному миру» должны быть оснащены всевозможной наглядностью: натуральные предметы (настоящая посуда, овощи, фрукты и др.), объёмные модели (муляжи, игрушки и т.д.), гербарии, предметные и сюжетные картинки.

Работа на уроке должна начинаться с натурального предмета, муляжа, на котором выясняются составные его части, признаки, свойства, функциональное назначение и т.д. И только после этого проводится сопоставление с картинкой, классификация по различным признакам (цвет, форма, величина, вкус, назначение и т.д.)

Важным приёмом на предметных уроках является приём сравнения, сопоставления двух разных объектов по различным признакам, нахождения сходства и различия. Например, морковь и лук, яблоко и груша, берёза и ель, кошка и собака и т.д. данный приём очень полезен для развития речи, мышления детей с глубокими интеллектуальными нарушениями, обогащают их представления, восприятие, память.

При каждой возможности на данных уроках следует устанавливать причинно-следственные связи и другие отношения между изучаемыми объектами и явлениями природы (Например, — Что происходит весной, когда пригревает солнышко?  (тает снег, бегут ручьи), Рассмотри рисунки. Подумай, какие вещи нужны, если идёт дождь. И т.д.)

Ещё большим значением на уроках «Окружающего мира»,  является  составление рассказа по серии последовательных сюжетных картинок, каждая из которых является иллюстрацией к части сюжетного рассказа. Набор может состоять из двух, трёх и более картинок. Ребёнок должен расположить эти две (три …) картинки по порядку, в соответствии с развёртыванием сюжета. После того как картинки разложены в нужном порядке, учащийся составляет по ним рассказ. Это трудная задача для глубоко умственно отсталого ребёнка. На первых занятиях можно предложить готовый порядок расположения сюжетных картинок, а вместе с ребёнком   обсудить данный выбор.

Каждый урок по «Окружающему миру» должен быть посвящён одной какой-либо теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно, в противном случае воспитанники их не запомнят.

Для безречевых детей необходимо на этих уроках  создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. В работе с безречевыми детьми учитель должен заставлять повторять за ним отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы. Рассказывание детям коротких простых рассказов и работа над пониманием их содержания путём разыгрывания на игрушках.

Ниже приведены примеры проведения уроков по «Окружающему природному  миру» (развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности).

 Урок по теме «Зимующие птицы» для детей с глубокой умственной отсталостью