«

»

Фев 05

Профориентационная работа в школе

   «Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то     счастье само вас отыщет».
                                                                                                                                 К.Д.Ушинский

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.

Как показывают результаты   анкетирования, большинство учащихся выпускных классов школы  испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими  и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.

Профориентационная работа в  школе    нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствует осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться  через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в  нашей школе осуществляется  с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе  являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.

Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного  рынка труда.

Профориентационная работа  осуществляется в 3 этапа:
1-й —  этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения во 1-5-х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап  способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению  к людям труда.

2-й — этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 6-8-х классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся  с психологическими основами профессионального выбора. В 8 классах проводится первичная профдиагностика учащихся, с целью  развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.
3-й — этап профессионального самоопределения, которое осуществляется после окончания подростком основной школы в 9х классах.  Способствует определению профессионального выбора, получению информации о возможностях и путях получения профессионального образования.

Более подробно хотелось бы остановиться на профориентационной работе в старших классах.

Система профориентационной работы

Профессиональное просвещение  —  расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями  через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации;

Профессиональная консультация  —  пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми  доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения.  Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уро­ках школьников ориентируют на продолже­ние профессионального обучения в конкрет­ном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых зада­ний училища в мастерских школы),  учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профес­сиональных училищ.

 Профессиональная диагностика —  изучение учащимися своих особенностей и возможностей  через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;

Профессиональный подбор – оказание помощи  в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений,  активизации  самопознания и самораз­вития учащихся через  экскурсии, встреч со специалистом Центра занятости населения.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классный руководитель, педагог — психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

   Классный руководитель и воспитатель:

составление и реализация плана  педагогической поддержки самоопределения учащихся;

организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;

психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

организация экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ, встреч со специалистами Центра занятости населения;

оказание  помощи  школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

Учителя трудового обучения:

Обеспечение  профориентационной  направленности уроков, формирование  у учащихся общетрудовых навыков;

Формирование у школьников адекватной самооценки;

Наблюдение  склонностей и способностей учащихся.

Оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Об эффективности профориентационной работы в школе можно  судить по показателям поступления в учебные заведения выпускников. Анализ катамнестических данных по выпускникам  показывает динамику  поступлений наших выпускников в учебные заведения профессионального образования.