«

»

Мар 28

Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с детьми. Ранняя профилактика.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в наши дни становится все более и более актуальной. Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. В условиях экономических, политических и социальных изменений в нашей стране, обусловивших ухудшение качества жизни, снижение жизненного уровня населения, социальную напряженность, дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп.

Что же подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми?
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию. Наконец, отдельной новой формой жестокости называют торговлю детьми.
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Защита прав ребенка в законодательных актах
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136) за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.) провозглашает в статье 5, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Статья 14 гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или психологическое насилие над ними запрещены.
Ответственность лиц, допускающих жестокое обращение с детьми
Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями(а так же иными лицами) физического и психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания(в грубом, пренебрежительном, унижающим человеческое достоинство обращении, оскорблении или эксплуатации детей).

Действующее на сегодняшний день российское законодательство предусматривает целый ряд оснований для привлечения к ответственности лиц, виновных в жестоком обращении с детьми. Условно их можно разделить на две категории:
Первая категория:

для родителей ребенка либо лиц, их заменяющих(опекуны, попечители, приемные родители), законодательством предусмотрены следующие виды ответственности за жестокое обращение с детьми.
ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Семейный кодекс РФ ст. 69. Лишение родительских прав, если опекуны или приемные родители – ребенок отбирается, а они отстраняются от опеки.
Семейный кодекс РФ ст..141. Если усыновившие ребенка родители жестоко с ним обращаются, то усыновление может быть отменено по решению суда.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Кодекс РФ об Административных правонарушениях ст. 5.35. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. (штраф от 100 до 500 рублей)
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовный кодекс РФ ст. 156. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним. (штраф до 100 000 рублей либо в размере годовой заработной платы или иного дохода, либо обязательными работами — до 220 ч., либо исправительными работами – до 2-х лет, либо лишение свободы – до 3-х лет)

Если, жестокое обращение повлекло смерть или причинение вреда здоровью, то применяются другие статьи УК РФ
Вторая категория:

лица, занимающиеся образованием и воспитанием детей в силу профессиональных обязанностей (учителя, воспитатели, няни, а так же другие работники, осуществляющие свою деятельность на основании трудового договора, в чьи должностные обязанности входит обучение и воспитание детей, а так же иная работа с детьми). Предусмотрена дисциплинарная и административная ответственность.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Чаще всего это происходит в семьях, где:

— убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

— родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

— родители (или один из них) имеют психические заболевания;

— нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

— родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

— родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;

— дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Распознание факта физического насилия над ребенком.
Характер повреждений:

— синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

— ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

— повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

— выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

— участки облысения, кровоподтеки на голове;

— повреждения внутренних органов;

— «синдром сотрясения» у грудных детей.
На случайный характер травм указывает:

— множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

— несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

— наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

— появление травм после выходных и праздничных дней.
Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

— противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

— обвинение в травмах самого ребенка;

— позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

— отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

— неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

-большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  • Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
    К психической форме насилия относятся:
    -открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    -угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    -замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    -преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    -ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    -однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

— преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

— вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

— задержка психического развития;

— невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

— низкая самооценка;

— эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

— избыточная потребность во внимании;

— депрессия, попытки суицида;

— неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

— ложь, воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение;

— нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
Группы риска детей по эмоциональному насилию:

— дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

— дети раннего возраста;

— дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

— дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

— дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

— дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

— дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

— не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

— публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

— сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

— обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка «козла отпущения» и пр.

  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.
Последствия моральной жестокости у детей
Внешние проявления:

— утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

— одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

— нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:

— отставание в весе и росте от сверстников;

— педикулез, чесотка;

— частые «несчастные случаи», гнойные и хронические инфекционные заболевания;

— запущенный кариес;

— отсутствие надлежащих прививок;

— задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:

— постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

— неумение играть;

— постоянный поиск внимания/участия;

— частые пропуски школьных занятий;

-крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в «псевдовзрослой» манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

— склонность к поджогам, жестокость к животным;

— раскачивание, сосание пальцев и пр.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Ранняя (первичная) профилактика

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.

Зачастую распространению насилия над детьми в наших странах особенно способствует два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых «не выносить сор из избы», а также закрепленные в законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни. Распространенное мнение о том, что воспитание детей – это внутрисемейное дело, в которое никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь пострадавшим.

Прервать дальнейшую эскалацию насилия в отношении детей способны следующие меры:

-обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку и предлагая варианты решения возникающих проблем;

-систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;

-разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;

-повсеместное открытие «горячих линий» для оперативного оказания помощи детям – жертвам насилия, в том числе при их личном обращении;

-создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;

-усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;

-формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;

-информирование представителей педагогических коллективов о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;

-активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;

-формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения латентного домашнего насилия;

-обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ШКОЛЫ – ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ

  • Выявление семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению
    Правовое просвещение обучающихся в школе (классные часы, профилактические мероприятия и беседы)
  • Размещение на информационных стендах и сайте школы телефонов доверия, информации по защите прав детей и т.д.
  • Встречи специалистов иных субъектов профилактики на территории школы с обучающимися и родителями
  • Работа с родителями (освещение данной темы на родительских собраниях, родительском клубе, подготовка памяток для родителей «Принципы отношений между взрослыми и детьми»

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
• состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
• особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
• низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
• отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
• заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
Вторичная профилактика

В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты последних исследований свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Такая помощь выступает в качестве вторичной профилактики жестокого обращения с детьми. Вторичная профилактика снижает риск повторного совершения насильственных действий в отношении пострадавшего ребенка и предупреждает возможность возникновения насилия со стороны ставшей взрослым человеком жертвы жестокого обращения над собственными детьми. В ходе реализации мероприятий в рамках вторичной психолого-педагогической профилактики жестокого обращения с детьми основное внимание специалистов образовательных учреждений должно быть направлено на обеспечение межведомственного взаимодействия и координацию усилий всех специалистов, работающих с ребенком и семьей.
Алгоритм действий при выявлении признаков жестокого обращения с детьми
При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически:

  • Распознание факта телесных повреждений у ребёнка;
  • Сотрудник школы ставит в известность администрацию школы, уполномоченного по правам ребенка в школе и социального педагога;
  • Если ребёнку нанесены тяжёлые телесные повреждения показать ребенка врачу;
  • Психолог и социальный педагог проводят беседу с обучающимся и устанавливают причину телесных повреждений, оказывают первую психологическую помощь ребёнку;
  • По результатам общения с обучающимся комиссия (состав комиссии определяется по выявленной ситуации) выезжает по месту жительства ребенка или же родители приглашаются в школу для беседы, где устанавливаются особенности семейного воспитания и причины нарушения прав ребёнка;
  • При адекватной реакции родителей они письменно предупреждаются об ответственности за воспитание и развитие своих детей и правах ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);
  • При неадекватной реакции родителей и исчерпании всех мер воздействия, если дальнейшее пребывание ребёнка в семье становится опасным для жизни и здоровья, информируют полицию и органы опеки и попечительства об установленных фактах;
  • Сопровождение семьи с целью предупреждения повторного жестокого обращения с ребенком

    В случае появления жалоб ребенка на насилие, а также при наличии
    травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт
    насилия:

  • Распознание факта физического насилия над ребёнком;
  • Сотрудник школы ставит в известность администрацию школы, уполномоченного по правам ребенка в школе и социального педагога;
  • Психолог и социальный педагог проводят беседу с обучающимся и устанавливают причину травм у ребенка, оказывают первую психологическую помощь;
  • Показать ребенка врачу, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт;
  • Сообщить об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями — специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования);
  • При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства;
  • Сопровождение семьи с целью предупреждения повторного насилия.

Незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок.
Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить эскалацию насилия возможно, только преодолев жестокость по отношению к беззащитным детям.