«

»

Мар 28

«Формы, средства и методы предотвращения насилия в школе»

 

 

Разрешая проблему насилием,

ты оказываешься перед лицом еще большей проблемы.

Уильям Пол Янг

Длительное время проблема насилия в семье считалась прерогативой устоявшихся обычаев и традиций и оставалась вне сферы правового регулирования. Любое вмешательство в семейные отношения со стороны государства и общества считалось нарушением тайны частной жизни и категорически не допускалось.

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако, зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия. В числе которых: ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы; игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей; отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью. Несформированность у педагогических, социальных, медицинских и работников правоохранительных органов навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего; отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящей к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др.

Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из неблагополучных слоев или «уличные» дети, в судьбах которых лично мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.

Вопрос насилия над детьми остается актуальным, несмотря на то, что на законодательном уровне любые проявления насилия по отношению к ребенку, в частности наказание, запрещены.

Насилие может оказываться как взрослыми в отношении детей, так и самими детьми относительно друг друга. Поскольку дети проводят много времени именно в учебных заведениях, то школы должны играть одну из ключевых ролей в деле защиты детей от насилия.

Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к ним. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности.

Виды насилия

Физическое насилие — жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

Сексуальное насилие — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией.

Эмоциональное (психическое) насилие — ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.

Пренебрежительное отношение — не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному(психологическому) насилию:

— задержка психического развития;

— невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

— низкая самооценка;

— эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

— избыточная потребность во внимании;

— депрессия, попытки суицида;

— неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

— ложь, воровство, девиантное (или «отклоняющееся», асоциальное) поведение;

— нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Особенности поведения:

— постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

— неумение играть;

— постоянный поиск внимания/участия;

— частые пропуски школьных занятий;

— крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в «псевдовзрослой» манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

— склонность к поджогам, жестокость к животным;

— мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

Профилактическая работа с учениками разных возрастных групп

Насилие в разных его проявлениях наносит непоправимый вред здоровью ребенка, подростка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями.

Насилие легче предупредить, чем бороться с его травматическими последствиями. Профилактическую работу необходимо проводить, прежде всего, с детьми импульсивными, агрессивными потому, что именно такие дети чаще других прибегают к насильственным действиям по отношению к другим.

Важно, научить детей осознанию собственных потребностей, отреагированию негативных эмоций, обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов, формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.

Как остановить насилие в школе: 10 шагов

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода.

Передача знаний — не единственная сторона работы учителя. Педагоги оказывают большое влияние также на эмоциональное и когнитивное развитие учащихся, играют важную роль в их социальном развитии. И даже тем, кому, к сожалению, приходится сталкиваться с насилием в семье, учителя могут показать альтернативные модели конструктивного поведения без агрессии, воспитать в них сочувственное отношение к людям и научить решать конфликтные ситуации мирным путем.

Поэтому организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с просветительской работы с педагогами.

Можно выделить десять шагов, которые можно адаптировать для борьбы с проявлениями насилия в своей школе.

  1. Отстаивайте комплексный подход к проблеме с привлечением учащихся,

сотрудников школы, родителей.

Поговорите с директором школы, завучами, коллегами, учениками, родителями чтобы выработать общее понимание проблемы насилия в вашей школе. Все члены школьного сообщества должны прийти к единому мнению, что насилие, буллинг и нетерпимость в вашей школе неприемлемы. Если каждый будет знать о том, в каких формах может проявляться насилие, о людях, которые от него страдают, и о его последствиях, найти решение будет гораздо легче.

  1. Сделайте учеников своими союзниками в борьбе с насилием

Включите изучение прав человека и воспитание в духе мира в классные часы. Расскажите ученикам об их правах и правах их сверстников, учителей, членов семьи. Привлеките учеников к выработке правил поведения в классе (правил класса) и определению круга их обязанностей. Предложите ученикам вместе написать кодекс поведения. Совместное составление правил поведения проясняет права и обязанности учащихся и учителей и поощряет инициативу учащихся в дальнейшем.

  1. Используйте конструктивные дисциплинарные приемы и методы

Правила класса должны быть позитивными, точными и краткими, не больше пяти-шести пунктов. Они должны быть простыми по форме и ясными по содержанию. Старайтесь формулировать правила с позитивной, а не с негативной стороны, то есть «как надо», а не как «не надо» поступать.

Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер.

  1. Принимайте активное и действенное участие в борьбе с буллингом

Совместно с учениками, учителями, другими работникам школы сформулируйте определение буллинга, чтобы у всех было одинаковое понимание этого явления.

Учите и поощряйте свидетелей буллинга обращаться к взрослым, поддерживать жертв буллинга и осуждать буллинг. Давайте положительную оценку действиям учащихся, которые поддерживают друг друга, чтобы остановить буллинг.

  1. Учите учащихся стойкости и помогайте им отвечать на вызовы жизни конструктивно

Развивайте у учащихся стойкость и способность успешно справляться с каждо-дневными проблемами, стрессом и неприятностями, устанавливая дружеские отношения с одноклассниками. Это снижает вероятность того, что ученик прибегнет к насилию или сам станет его жертвой. Учителя, демонстрирующие социальное конструктивное поведение, умеющие направить и защитить своих учеников, повышают сопротивляемость учеников, показывают пример, как нужно позитивно отвечать на неизбежные жизненные трудности.

  1. Будьте образцом для подражания, выступая против сексуального и гендерного насилия.

Помните, что гендерная предвзятость порождает гендерную дискриминацию. Иногда учителя относятся к мальчикам иначе, чем к девочкам. Следите, чтобы вы одинаково относились как к мальчикам, так и к девочкам.

  1. Отстаивайте механизмы школьной безопасности

Содействуйте принятию в своей школе правил (кодекса) поведения в духе уважения прав человека, гарантирующих право учить и учиться в безопасной школьной среде. Разработайте безопасные для учащихся механизмы сообщения

о случаях насилия, чтобы они не боялись этого делать.

  1. Обеспечьте удобные и безопасные места для учащихся

Обойдите с учениками школу и определите опасные и безопасные места, а также территории, представляющие для учеников особую угрозу.

  1. Изучите методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и научите им учащихся

Освойте методы мирного разрешения конфликтных ситуаций, научитесь руководить классом на основе принципов уважения прав человека и воспитания в духе мира. Применяйте техники посредничества и научите своих учеников, как с их помощью выходить из конфликтных ситуаций.

  1. Оцените, есть ли в вашей школе насилие и дискриминация в отношении учащихся с ограниченными возможностями, тех, кто принадлежит к этническому меньшинству или иной уязвимой группе.

Подчеркните, что все ученики класса чем-нибудь отличаются друг от друга, но именно это и придает им неповторимость. Различия между людьми следует принимать.

Расширение профессионального самосознания педагога, формирование способности смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса может быть обеспечено тренингами социальных умений и практикумами педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе

Особенно эффективны ролевые игры. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений — все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения.

Работа с родителями

Основная работа с ребенком по его подготовке к сопротивлению насилию должна проводиться в семье. Мы исходим, естественно, из того, что семья – это место, где ребенок любим и защищен, и желательно обоими родителями.

Если семья любит ребенка, находится на его стороне, то именно она должна готовить его к детскому саду, школе и вообще к социальной жизни в любом учреждении длительного пребывания.

Так же, как родители не выпускают ребенка голышом на мороз, одевая его в теплую одежду, также они не должны отправлять его в общество, не привив ему необходимые навыки психологической защиты, не научив его технике общения с другими людьми.

Существуют разнообразные формы и методы психолого-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.

В работе с родителями можно применять как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

Тренинги для родителей

Дискуссии
Круглые столы
Родительский университет

 

Родители в свою очередь должны учиться правильно (ненасильственно) реагировать на любые проявления в поведении ребенка. Помня о том, что ребенок воспроизводит действия взрослого.

Заключение

Проблема насилия во всех его проявлениях в современном мире, особенно в условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной. Школа является не только образовательным учреждением, но и зеркальным отражением общества. Причины насилия в школе многогранны, и борьба с ним требует многосторонних действий с привлечением всех членов школьного сообщества. Родители, социальные работники, представители органов власти и общественных организаций должны действовать рука об руку с учащимися, учителями и руководством школы.

Главной задачей всех участников учебно-воспитательного процесса является воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление предотвращать конфликтные ситуации, умение сохранять свои и не нарушать чужие границы, соблюдение прав детей и взрослых.