«

»

Ноя 01

Адаптация обучающихся 5 класса с ОВЗ к новым учебным условиям в условиях общеобразовательной школы-интернат

Возможными причинами плохой адаптации в пятом классе могут быть:

— Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость  все их учитывать и выполнять.

— Проблемы в знаниях, несформированность знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту.

— Несформированность коммуникативных навыков.

Физиологические проблемы пятиклассников:

— Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.

— Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.

Психологические проблемы адаптации:

— Повышение уровня тревожности ребенка.

— Степень учебной мотивации пятиклассника.

— Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

Задача учителя — помогать, требовать, контролировать действия ученика. Если это элементарное требование осуществляется в системе всеми педагогами, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, уверенность в своих силах, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных действий.

Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает воздействие на процесс школьной адаптации. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.

Такое состояние может сопровождаться внутренней напряжённостью, что затрудняет принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением успеваемости, быстрой утомляемостью и раздражительностью. Все перечисленные признаки характерны для ребёнка находящегося в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться от 2 недель до 2 месяцев.

Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе:

  • При реакции активного протеста, ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева, (может быть отсюда нарекания педагогов на поведение некоторых учащихся, которые открыто, демонстрирует свое пренебрежение школьными правилами, неудовлетворенность некоторыми предметами, причем, в основном, новыми для них, неудовлетворенность педагогами).
  • При реакции пассивного протеста, ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
  • При реакции тревожности и неуверенности, ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда, выражение реакции тревожности, сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

Задача классного руководителя — наблюдать, выявлять, принимать меры, взаимодействуя и сотрудничая с другими педагогами. А задача педагогов-предметников по всем проблемам обучения, поведения, организационным вопросам обращаться к классному руководителю по возникновению конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем сразу.

Классный руководитель и школьный психолог некоторое время после перехода должны уделять новому ученику повышенное внимание, действовать сообща со всем педагогическим коллективом, чтобы помочь новому ученику адаптироваться.

Поэтому общая задача педагогов среднего звена — помочь детям: проявить терпение, внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать такую атмосферу на уроке, которая расковывает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность.

Необходимо действовать сообща всем коллективом  для избегания и уменьшения влияния стрессовых факторов на учащихся, учитывая возможности развития каждого ребенка.

Огромную помощь в адаптации учащихся среднего звена к новым учебным условиям могут оказать и другие специалисты образовательного учреждения: социальный педагог, медицинский работник, педагог — психолог, учитель — логопед, педагоги дополнительного образования.

Включив в свою деятельность конкретные, эффективные мероприятия по адаптации учащихся: упражнения на снятие тревожности, напряженности, проявлений вспышек эмоциональной сферы; индивидуальную работу с детьми и их родителями, у которых также наблюдается повышенный уровень тревожности за своих детей; занятия с элементами тренинга; профилактические мероприятия по предупреждению психосоматических признаков дезадаптации; досуговую и внеклассную деятельность, и другие мероприятия, помогут избежать или уменьшить влияние стрессовых факторов, снизить уровень тревожности детей. А, значит, способствовать успешной адаптации пятиклассников к новым школьным условиям!

 

Педагог – психолог Федянина Лариса Юрьевна.